Внутреннее убранство

Иконостас

Исключительность положения храма Воскресения Христова определило его назначение. Храм не являлся приходским, он находился в ведении Министерства двора и не был рассчитан на массовые нерегламентированные посещения. В нем проводились отдельные службы, посвященные памяти Александра II . Специфичность храма-памятника определило его оформление. Оно включает в себя обширнейшее собрание русской мозаики того времени, богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, отличающихся высоким мастерством исполнения. Уникальными произведениями камнерезного и ювелирного искусства являются киоты и сень храма. В их создании принимали участие получившие всемирное признание мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Стоимость только декора составила 2 млн. рублей.

При сооружении храма был учтен печальный опыт Исаакиевского собора, в котором часть живописи начала гибнуть еще до завершения строительства. В 1894 году было решено по авторским эскизам набирать мозаики. Предстояло собрать мозаичное покрытие площадью почти в 7 тысяч квадратных метров.

В объявленном конкурсе приняли участие мозаичное отделение Академии художеств, ряд зарубежных фирм, а также частная фирма Фроловых. Она и получила самый большой заказ на мозаичные работы. Заказ на 800 тысяч рублей поручили выполнить мозаичному отделению Академии художеств, а четыре иконы в боковых приделах – немецкой фирме «Пулл и Вагнер».

Мозаики храма знаменуют начало нового этапа в развитии русского мозаичного искусства. Работа велась группой мозаичистов. Особым талантом выделялись Г.Ф.Батюшков, В.С.Кузнецов, И.М.Баранов, М.А.Петров. Эти мастера обладали в большой степени интуитивным чувством цветовой гармонии. В основе примененного ими способа набора мозаик лежит упрощение письма живописных оригиналов путем использования только основных цветовых тонов. Этот прием письма не стеснял творчество художника, предоставляя свободу как в области рисунка, так и в области композиции.

Центральный неф собора

Живописные эскизы для мозаик храма создавала большая группа художников. Степень их одаренности, различная манера исполнения, характерная для того или иного художественного направления, - все это нашло свое отражение в многочисленных мозаичных композициях. Часть мозаик выполнена в традициях академизма: это работы по эскизам А.П.Рябушкина, Н.А.Кошелева, Н.К.Бодаревского. В композициях В.М.Васнецова и Н.Н.Харламова использованы традиции византийской иконописи. Есть мозаики в стиле модерн. К ним следует отнести работы М.В.Нестерова и В.В.Беляева. Отдельную группу составляют мозаичные орнаменты, выполненные по оригиналам А.А.Парланда и А.П.Рябушкина. Они и разделяют, и объединяют композиции в яркий красочный «ковер». Изумительные по цвету и рисунку орнаменты занимают важное место в мозаичном оформлении здания.

Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо выделить работы, созданные по оригиналам художников В.М.Васнецова, М.В.Нестерова, А.П.Рябушкина, Н.Н.Харламова, В.В.Беляева.

Читать дальше: 1 | 2 | 3 | 4