Музей Памятник "Спас-на-крови" / Внутреннее убранство

Внутреннее убранство

"Спаситель" Мозаика главного иконостаса. Площадь 1,82 м2 Выполнена по оригиналу В.М.Васнецова

Работы Васнецова для иконостаса – «Богоматерь» и «Спаситель» - являются станковыми произведениями. Строгий рисунок, четкие контуры изображения, спокойные локальные тона основных цветов придают мозаикам декоративность. Они были выполнены мозаичистами Академии художеств прямым способом набора. Перевод эскизов в мозаику осуществлялся точно подобранными по цвету и форме мелкими кусочками смальты с тщательным соблюдением световых переходов, передавая живые краски оригинала.

"Св. князь Александр Невский" Мозаика северного киота Площадь 1,2 м2 Выполнена по оригиналу М.В.Нестерова

Высокая техника набора отличает мозаики «Св.Александр Невский» и «Воскресение Христа», набранные мастерами Академии художеств И.И.Кудриным и Н.Ю.Селивановичем.

Икона северного киота «Св.Александр Невский» выполнена по эскизам М.В.Нестерова. Александр Невский изображен молящимся у иконы в домовой церкви. Образ князя преисполнен уверенности и могущества. На втором плане в окне виднеется северный пейзаж: занесенные снегом крыши домов, шатер церквушки. Этот незатейливый пейзаж придает мозаике национальный колорит. Удачно подобранная цветовая гамма, передающая блеск металлических доспехов, серебристо-голубой кольчуги, органично вписывается в орлецовое обрамление иконы. Мозаика является составной частью убранства киота.

Иначе решен Нестеровым образ Христа в мозаике южного киота. Композиция построена на сопоставлении вертикальных линий. На фоне сияющего золотом входа в гробницу возвышается фигура Христа в белой накидке. Колорит мозаики светел. Бледно-жемчужные тона трудно воспроизводились в мозаике. Но благодаря им работа эффектно выделяется на фоне темно-розового орлеца киота. Сдержанный, неяркий колорит, характерный для творчества Нестерова в 90-е годы, и повышенная внутренняя экспрессивность композиции мешали художнику создавать монументальный образ. Но в мозаиках храма-памятника Нестеров сумел сохранить индивидуальный почерк. Все работы завораживают лиризмом, чистотой и удивительной гармонией красок.

"Хождение по водам" Площадь 11,5 м2 Мозаика северной стены Выполнена по оригиналу А.П.Рябушкин

А.П.Рябушкин был вторым художником, которому, по мнению А.А.Парланда, следовало бы поручить оформление храма. Самобытный, оригинальный почерк художника был широко известен. Он сложился в результате глубокого изучения древнерусского и русского искусства. Произведения художника находятся на северной стене, арочном проеме алтаря, и посвящены эпизодам земной жизни Христа. Они решены как жанровые сцены. В них проявилось стремление художника передать эмоциональную индивидуальность образов. В первую очередь это относится к мозаикам «Брак в Канне Галилейской» и «Хождение по водам». Им свойственны лаконизм и яркость красок, придающие мозаикам выразительность.

Читать дальше: 1 | 2 | 3 | 4