Музей Памятник "Спас-на-крови" / Внутреннее убранство

Внутреннее убранство

"Пантократор" Мозаика плафона купола. Площадь 63,6 м2. Выполнена по оригиналу Н.Н.Харламова
"Богоматерь" Мозаика северо-западного купола. Площадь 17,3 м2. Выполнена по оригиналу Н.Н.Харламова

Центральное место в мозаичном убранстве Спаса-на-крови занимают работы Н.Н.Харламова, имя которого сегодня незаслуженно забыто.

Дарование Харламова как художника-монументалиста было общепризнанным, и ему было поручено оформление алтаря и пяти куполов, венчающих весь мозаичный ансамбль.

Н.Н.Харламов возродил технические приемы византийского письма, такие, как обобщенность композиции и цвета, статичность. Наиболее отчетливо это проявилось в мозаике «Пантократор». Лик Христа с огромными темными глазами, устремленными на зрителя, необычайно притягателен. Композиция схематична, не детализирована. Цвет положен не более чем в двух оттенках. Четко очерченный силуэт Христа на голубом фоне подчеркивает плоскостность изображения. Все это позволило мастеру создать яркий монументальный образ.

По канонам византийского искусства исполнены мозаики «Христос во славе», «Иоанн Предтеча», «Богоматерь» и другие. Они логично завершают композиционный строй конхи алтаря и малых куполов собора.

Особое место в интерьере храма Воскресения Христова занимает сень, устроенная на месте, где Александр II был смертельно ранен народовольцами. Она выполнена по рисунку А.А.Парланда и установлена в июле 1907 года. Ее основание составили четыре колонны с базами и капителями. Над ними поднимались прямоугольные надкапительные столбики, соединенные между собой каменным навесом и украшенные иконами с изображением святых покровителей дома Романовых. Колонны поддерживали высокий антаблемент и каменный резной фронтон со стилизованными вазами из николаевской яшмы по углам. Над антаблементом возвышались 24 кокошника, расположенные в три ряда. Сень возвышалась высокой восьмигранной пирамидой и крестом, выполненным из 112 топазовых камней. Внутри сени металлический каркас был обшит медными листами и облицован методом флорентийской мозаики ляпис-лазурью. На облицовку свода использовали более 3 пудов бухарской лазури.

Читать дальше: 1 | 2 | 3 | 4