Внешний вид

Распятие. Мозаика
"Распятие" Мозаика западного фасада собора Выполнена по оригиналу А.А.Парланда

А.А.Парланд в определенной мере создавал собирательный образ храма. Вместе с тем, бесспорно утверждение архитектора «о творческой, осмысленной разработке приемов и деталей XVII века». Архитектор не просто повторил образцы XVII века, а, переосмыслив, органично соединил традиционные формы архитектурного декора с новыми конструктивными основами всей композиции.

Собор имеет ассиметричную, неуравновешенную композицию. Пятиугольное в плане здание вытянуто по оси «восток-запад». К основному объему с восточной стороны примыкают три алтарные апсиды, завершающиеся малыми куполами. Западную часть здания как бы продолжает двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. В нарушение православных традиций входные двери храма смещены к северо-западному и юго-западному углам здания. Они оформлены четырьмя крыльцами со стрельчатыми шатрами. Во внешнем облике здания соблюдена пространственная трехмерность.

Декоративная отделка фасадов собора насыщенна и многослойна. Цокольная часть здания облицована четырьмя рядами сердобольского гранита. В неглубоких нишах цоколя установлены двадцать досок норвежского темно-красного гранита.

Центральная часть северного и южного фасадов выделена из общей массы пятиглавия небольшими ризалитами. Их подчеркивают выступы цоколя с резными колоннами, трехчастные окна первого и второго ярусов. На фоне коричневато-красного зигерсдорфского кирпича, которым облицован основной объем здания, нарядно выглядят цветной и белый мраморы, керамические изразцы. Окна обрамлены резными колоннами из эстляндского мрамора, а оформляющие их наличники представлены в форме сдвоенных и строенных кокошников. Стены украшает орнамент в виде поясков и крестиков из цветных и фарфоровых и керамических кирпичей. Фриз карниза – широкий, резной, в виде арочек с прорезками и колоннами. В тимпанах привлекают взгляд мозаичные изображения. Основания четырех боковых глав храма оформлены двумя ярусами кокошников с тимпанами. Барабаны куполов прорезаны узкими световыми окнами.

Глава собора - луковичной формы, покрыта цветной ювелирной эмалью. Такой же купол венчает и центральный шатер, прорезанный двумя рядами световых окон.

К восточной стороне храма примыкают три алтарные апсиды – центральная и две малые, боковые. Их купола покрыты медными позолоченными листами.

Общая площадь мозаики фасадов храма составляет 400 квадратных метров. В технике русской мозаике выполнены расположенные с трех сторон колокольни собора гербы русских народов и уездов. Своеобразие художественного исполнения храма Воскресения Христова позволяет отнести его к числу интереснейших архитектурно-художественных памятников города.

Произведения религиозной тематики занимали большое место в творчестве Васнецова. По мнению Парланда, именно ему следовало поручить большую часть оформления храма-памятника. Желание архитектора не осуществилось, отвлекаясь на многочисленные заказы, заканчивая росписи для Владимирского собора в Киеве, Васнецов сумел создать эскизы к семи мозаикам. Четыре из них помещены в тимпанах кокошников крылец. Композиции евангельского страстного цикла «Несение креста» и «Распятие» на северном и северо-западном крыльцах, «Снятие с креста» и «Сошествие в ад» - на юго-западном и южном крыльцах.

Читать дальше: 1 | 2