Музей Памятник "Спас-на-крови" / Проектирование

Проектирование

Альфред Александрович Парланд
Альфред Александрович Парланд (1842-1919)
Первоначальный проект
Первоначальный проект Парланда и архимандрита Игнатия

К третьей группе проектов следует отнести работу Л.Н.Бенуа, выполненную в стиле барокко, и Н.В.Султанова, теоретически обосновавшего особенности московской и ярославской архитектуры XVII века. Однако глубокого проникновения в сущность древнерусского зодчества в проекте не получилось, он лишь внешне подражал мотивам архитектуры XVII века.

Все проекты храма, представленные комиссией на утверждение Александру III , были императором отклонены. Резолюция гласила: «…все проекты, хотя и очень составлены, но желательно, чтобы храм был построен в чисто русском вкусе XVII века, образцы коего встречаются, например, в Ярославле, и что самое место, где император Александр II был смертельно ранен должно быть внутри самой церкви в виде особого предела». Царь хотел иметь не обычную церковь а мемориальный комплекс.

Перед участниками теперь уже стояла четкая и определенная задача: создать храм в духе ретроспективного национального стиля. В результате во всех проектах, представленных на конкурсе, варьировались мотивы русского зодчества XVI - XVII веков. За небольшими исключениями композиционное решение соборов повторяло образцы московского или ярославского посадского зодчества XVII века. Победителем неожиданно для всех участников конкурса стал проект архитектора А.А.Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (в миру – И.В.Малышева).

Участвуя во втором конкурсе, архимандрит Игнатий, не имевший профессиональных навыков, привлек к конкурсной разработке проекта храма известного ему по работе в Троице-Сергиевой пустыни архитектора А.А.Парланда. Проект храма представлял собой сложное как по архитектуре, так и назначению сооружение. Наряду с церковью, в здании предусматривался ряд связанных между собой построек: колокольня, галерея для шествий, мемориальная зона и музей. Основу собора составлял столпообразный куб, над которым возвышался центрический пятиглавый объем. С западной стороны здание продолжала многоярусная колокольня, установленная на месте убийства царя; с восточной – два ряда галерей-приделов, заканчивающихся башенками в виде часовен.

Проект не отличался композиционной законченностью, но соответствовал задаче прославления Александра II . Именно поэтому совместный проект А.А.Парланда и Игнатия был принят как наиболее полно вобравший в себя конкретные условия, поставленные императором Александром III .

Проект Парланда–Игнатия был одобрен царем 29 июля 1883 года с условием его последующей доработки. Окончательно же он был утвержден лишь спустя 4 года – 1 мая 1887 года.

В октябре 1883 года состоялась торжественная закладка храма. Строительство его велось 24 года, и 19 августа 1907 года собор Воскресения Христова был освящен.

Читать дальше: 1 | 2 | 3