Музей Памятник "Спас-на-крови" / Проектирование

Проектирование

Архимандрит Игнатий
Архимандрит Игнатий (И.В.Малышев) (1811-1897)

23 апреля 1883 года состоялось первое заседание созданной комиссии. Решался вопрос о наименовании собора, и архимандрит Игнатий предложил назвать его храмом Воскресения Христова.

Комиссия просуществовала до 1889 года, когда разразился беспрецедентный скандал: Министерство императорского двора возбудило уголовное дело против конференц-секретаря Академии художеств. Его обвинили в присвоении казенных средств. Конференц-секретарь Исеев, несмотря на «могучую защиту» в лице великого князя Владимира Александровича, был осужден и сослан, а его имущество конфисковано.

В 1892 году вновь создается комиссия «для административно-хозяйственного и технического надзора за сооружением». Вице-председателем ее стал генерал-лейтенант Скалон. Однако после назначения Скалон внезапно умирает, и его обязанности возлагаются на графа Татищева, который исполнял их до освящения храма 19 августа 1907 года.

На строительство храма-памятника государство выделило по смете 3 млн. 600 тыс. рублей серебром. Это были огромные по тем временам деньги. Однако фактическая стоимость строительства превысила сметную на 1 млн. рублей.

Этот миллион рублей на строительство храма-памятника внесла царская семья.

Ну а как же разговоры о том, что храм построен на народные деньги, собранные по всей России? К сожалению, это неверно.

Городская дума действительно передала комиссии собранные средства – пожертвования в сумме 580 тысяч рублей, да и то в основном в ассигнациях. Из отчета А.А.Парланда известно: «Во впадинах цоколя с южной, восточной и северной сторон храма на двадцати досках норвежского темно-красного гранита высечены и покрыты позолотой надписи из выдающихся жизни и царствования царя», и далее из «Отчета» мы узнаем, что первоначально на гранитных досках предполагали написать имена всех «жертвователей», но отказались от этой мысли, поместив на них манифесты и указы, так как оказалось, что сумма собранных денег так невелика, что все имена можно было разместить на одной доске.

Один из проектов
Один из проектов

Обязательным условием второго тура конкурса было пожелание Александра III , «чтобы будущий храм напоминал душе зрителя о мученической смерти покойного императора Александра II и вызвал верноподданнические чувства преданности и глубокой скорби русского народа». Второй конкурс на проект храма был объявлен в апреле 1882 года. В нем приняли участие архитекторы: А.Г.Бенуа, Л.Н.Бенуа, Р.А.Гедике, А.М.Павлинов, В.А.Шретер, А.И.Резанов и другие.

Отсутствие конкретных требований к проекту при участии в конкурсе ведущих архитекторов различных направлений ставило их в сложное положение.

В марте 1882 года Комиссии по сооружению храма был представлен 31 проект. Большинство проектов было выполнено в академическом русско-византийском стиле.

Несмотря на общее стилевое решение, проекты первого тура можно условно разделить на три группы, созданные в духе официально признанного типа кубовидного здания, пятиглавого, кресто-купольного храма. Прототипом для первой группы послужили московские храмы Соборной площади второй половины XV – начала XVI веков, представляющие собой пример соединения «русско-византийских» форм с классическими приемами.

В основу второй группы проектов легли композиционные схемы собора св.Софии в Константинополе. Даже в проекте они подавляли своей массой. Массивные возвышающиеся объемы, составленные из сплошных стен, увенчанных пятью куполами или одним тяжелым куполом, придавали храму скорее вид усыпальницы, чем памятника.

Читать дальше: 1 | 2 | 3